Назад к списку

«…И нести тяжело и бросить жалко»: ответственность и ее дилеммы

Журнал «Психодрама и современная психотерапия». – 2005г. – № 2-3. – стр. 45-47


Публикация посвящена некоторым аспектам психодраматической работы с темой ответственности. Ответственность – это многогранное понятие, имеющее для каждого свой личностный смысл, и невозможно предсказать к какой проблеме ее разработка приведет, поэтому работа с данной темой обладает мощным разогревающим эффектом. Автор делится своим опытом возможных вариантов работы с этой темой.

При работе с темой ответственности, первое, что бросается в глаза – это вполне определенный характер эпитетов, которыми участники награждают это слово: «груз ответственности, тяжелая ответственность, невыносимая ноша…». Это то, что тяжело, надрывно, мучительно несут, тащат, волокут. При этом обычно заняты руки и связаны ноги. Метафоры, которые участники дают своей ответственности, также вполне определенные и различаются лишь степенью тяжести носимых предметов и степенью ограничения свободы: «цепь с гирями на шее, которая душит; толстая веревка, опутывающая все тело; шкаф на спине, который надо поддерживать двумя руками, чтобы не упал; ведра с водой очень полные, их надо нести, чтобы вода не расплескалась; колодки как у преступников на ногах…».

Второе, с чем сталкиваешься при работе – это невозможность точно определить, что такое ответственность. Для каждого участника – это свое определение и свой набор чувств, сопровождающий ту или иную жизненную ситуацию. Единственно, что объединяет все подобные случаи – это то, что ответственность несут за кого-то, то есть вместо кого-то. В представлении участников если они не будут ее нести, то другой человек сам этого сделать никак не сможет, ноша, получается, не своя, а чужая, пусть любимого, близкого, родного человека, но чужая. Эта ноша оттягивает руки, забирает силы и невозможно ничего делать, кроме того, чтобы ее нести, а если и делать, то чуть-чуть, насколько позволяют занятые руки и опутанные ноги.

Когда же во время разогрева происходит «чудо», и человек оказывается без ноши, без своей привычной ответственности, то чувства, которые посещают участников почти всегда одинаковые: сначала это сильное облегчение, радость, иногда восторг от обретения свободы, и почти сразу же – ощущение, что не хватает чего-то очень важного в жизни, очень нужного, появляется чувство растерянности, которое быстро сменяется страхом и желанием опять взвалить на себя свою ношу.

При дальнейшей разработке этой темы, уже с выбранными протагонистами, обнаруживается два пути развития сюжета. Первый связан с манипуляциями со стороны того человека, за которого протагонист несет ответственность, например, часто болеющий отец или мать, или неустроенный родственник, или пьющий муж, или безалаберный брат. И тогда ответственность приобретает формы посвящения своей жизни этому человеку ради его спасения. Протагонист говорит о том, что без него этот человек умрет (пропадет, сойдет с ума, вляпается в какую-нибудь историю, попадет в тюрьму, сопьется и т.д.). Или манипуляциями со стороны родственников, например, бабушки, постоянно напоминающей матери об ответственности за своего ребенка. Тогда ответственность (в лице бабушки) обязывает мать отказаться от своей личной жизни (карьерного роста, учебы, работы и т.д.). Основными чувствами здесь выступают вина, жалость, иногда раздражение.

Во втором случае развития темы – протагонист сам ищет себе ответственность за кого-то, например, за любимого человека, опасаясь остаться один, без поддержки. Тогда жизнь без ответственности за этого человека вызывает страх и представляется бессмысленной, пустой и никчемной. Ноша ответственности за другого оказывается в данном случае нежеланием и неспособностью нести ответственность за себя. Протагонист наряду с желанием жить самостоятельной жизнью, исследовать новый мир, пробовать себя в различных видах деятельности держится сам за то, что он называет ответственностью, а на самом деле является для него спасительным убежищем. При работе с темой ответственности, протагонист сталкивается с правдой о своей ответственности, и у него появляется шанс сделать выбор, по крайней мере, он оказывается перед выбором и начинает видеть возможные пути в проживании своей дальнейшей жизни. Эта правда бывает иногда совершенно неожиданной, так как в представлении протагониста нести ответственность за другого человека, отказываться ради него от своей жизни гораздо выигрышнее, чем нести ответственность за себя и выбирать и действовать в соответствие с собственными желаниями и интересами. И в том и в другом случае – протагонист демонстрирует созависимое поведение и низкий уровень дифференциации. 

В зависимости от открывшейся подоплеки далее может проводиться та или иная работа с протагонистом уже с переформулированным, конкретным запросом.

В связи с неоднозначностью самого понятия ответственности, и личностного смысла, вкладываемого каждым участником в его содержание, множеством проблем, стоящих за предлагаемой темой, работа с ответственностью является очень хорошим разогревающим моментом в работе психодраматической терапевтической группы. Особенно в ее начале, когда многие темы еще не озвучены, в группе нет еще той доверительной рабочей атмосферы, когда группа является неким единым мощным стимулирующим агентом. Предлагая тему ответственности, директор никогда не знает заранее, к какой конкретной теме придет тот или иной член группы. Бывает, что в группе появляется одна сквозная тема, но чаще всего, это абсолютно разные истории. Члены группы, таким образом, получают возможность увидеть весь спектр проблем, с которыми люди пришли на терапевтическую группу.

Иногда имеет смысл проводить работу с такой сложной темой как ответственность в символическом плане, тогда метафора не только озвучивается, но и разыгрывается, и результатом является ее трансформация. Давая метафору своему чувству ответственности, протагонист почти всегда знает за кого конкретно он эту ответственность несет. Это всегда значимая фигура, играющая решающую роль в данный момент жизни протагониста, а может и в течение всей его жизни. Работать напрямую с такой сильной и значимой фигурой для человека, находящегося под грузом, давлением, тяжестью ответственности очень трудно. В этом случае, протагонисту предлагается встретиться с новой для него реальностью, испытать то, к чему он так стремится и чего так боится. Это всегда новый опыт жизни без ноши, пут, колодок, кусочек свободы или воздуха.

Иногда, правда, бывает так, что дается метафора вообще всему, что вызывает у протагониста ощущение тяжести ответственности. Тогда примерно говорится, что тяжела ноша ответственности за сирых и убогих, за детей всей планеты, за слабых и больных, а может даже за всех людей. При разыгрывании виньетки по данной метафоре обязательно появляется одна очень сильная и стойкая фигура, которая никак не поддается ни на какие уговоры, не боится угроз и активно сопротивляется выдворению ее из жизни протагониста или нахождению ей нового, достаточно отдаленного от протагониста места. Главным итогом, в данном случае, является «узнавание» этой фигуры. И ответственность, оказывается, несут не за мир в целом, а за конкретного, очень хорошо знакомого человека.

Практически всегда в ходе символической работы происходит трансформация – метафора меняется, можно сказать, «облегчается». Ответственность начинает восприниматься как нечто теплое, мягкое, уютное, близкое, приносящее радость или успокоение, как нечто естественное и неразрывно гармонично связанное с самой жизнью и ее ценностью. Метафоры, которые дают участники после виньеток на тему ответственности звучат примерно так: «теплый плед, мягко окутывающий; украшение в виде сережек очень красивых и изящных; драгоценная ваза, которой можно любоваться когда захочется; сосуд с живительной влагой, из которого можно напиться. Общее, что объединяет метафоры после трансформации – это то, что этот предмет можно брать и откладывать, когда самому захочется, на него можно смотреть или не смотреть, трогать или не трогать, то есть человек сам начинает регулировать свои взаимоотношения с этим объектом, а не зависеть от него. Подобная работа дает необходимый ресурс для дальнейшей разработки темы, снимает тревогу или страх.