Назад к списку

Арттехника «Картина в рамке»

#арттехники #рекомендую


Делюсь арттехникой, которая показалась мне очень полезной на разных этапах и уровнях терапии. У этой техники есть понятная идея и назначение, но при том, она довольно многофункциональна.

Почему такое название - «Картина в рамке»?

Очень часто рамка является значимой для всей картины. Она может добавить ей другое прочтение или определённым образом сфокусировать на произведении, выгодно выделить картину из окружающего фона. Если рамка подобрана хорошо - она помогает картине, если плохо - может снизить силу ее воздействия. Поэтому художники часто обрамляют картину самостоятельно.

В терапевтическом процессе мы время от времени сталкиваемся со сложновыносимыми чувствами. Например, с давно забытыми детскими чувствами, которые вдруг, в определённой ситуации, «накидываются» со всей силой.В такие моменты кажется, что если мы допустим какое-то чувство, то оно захлестнёт нас с головой. Удо Баер пишет о том, что если люди долгие годы не проживали свои чувства, то у них отсутствует «мерка», позволяющая оценивать масштаб, интенсивность и действие этих чувств. 

Например, скорбь может казаться столь огромной, что будет сопровождаться морем слёз, в котором страшно утонуть. Или злость может показаться настолько всеохватной и острой, что разрешив себе погрузиться в неё, страшно «разнести всё вокруг» и, походя, поранить других.

В таких случаях и хорошо использовать технику «Картина в рамке». Она как раз и позволяет захлёстывающие через край чувства ограничить, «обрамить», то есть найти им подходящую безопасную и надёжную рамку, помочь «выдержать».Инструкция такова: 

Берётся лист (лучше всего формата А1), на котором необходимо нарисовать четырёхугольник, тем самым, разделяя лист на внутреннее поле, в котором будет создана сама картина и поле обрамляющей её рамки.

«Чувство, которое ты воспринимаешь как угрожающее, нуждается в обрамлении, в надежной рамке. Это совершенно нормально для каждого человека: наши чувства нуждаются в безопасности. Я предлагаю тебе нарисовать во внутреннем поле то чувство, которое готово захлестнуть тебя, а в рамке - то, что дает тебе безопасность. Определи самостоятельно, в каком порядке это сделать».

Иногда, как уточняющий, можно задать вопрос - «какое чувство противоположно тому, которое может поглотить тебя?». Не всегда, но иногда это может явиться подсказкой про то, что может явиться рамкой для сложно переносимого чувства.И дальше начинается многообразие данной техники. Почти каждая деталь может явиться информативной и вызвать инсайт. Важно внимательно слушать себя. 

- Что хочется сделать больше по объёму – картину или рамку? 

- С чего хочется начать? С рамки или с картины? Иногда, чтобы дать чувству доступ, важно вначале создать безопасную рамку, а бывает, напротив, что хочется сфокусироваться на чувстве и лишь потом понять, что должно быть в рамке. 

- Какое чувство мы помещаем в картину и что именно берём для его обрамления? 

- Является ли рамка защищающей или, напротив, суживающей и сковывающей? Удо Баер писал о том, что бывает, что как раз рамка в процессе работы оказывается «агрессивной», сжимающей, не дающей проявить определённое чувство. Это тоже может явиться ценной информацией. Так, у одного клиента рамка мешала выразить чувство злости. И здесь на переднем плане стоит проблема «укрощения» самих «оков».

- Что происходит на картине, а что в рамке? Бывает, что сюжет внутри картины внезапно оказывается про самого человека, а сюжет рамки про агрессоров, которых причиняют ему невыносимое чувство, помещённое в картину. Тогда, прямо в процессе работы, важно уделить внимание границе между ними – усилить границу так, как этого хочется, чтобы ощутить безопасность. 

Самое главное, что в процессе проведения техники могут приходить разные чувства, переживания – и, как картину, так и рамку, если есть такое желание можно (и нужно) трансформировать. 

Например, клиент с «суживающей» и «сковывающей» чувство злости рамкой, после определённого осознания причин этих «оков», разозлился (проявил чувство), отрезал рамку, перевернул её «белой» стороной и приклеил вновь и, вместо оков, заполнил своим содержанием. Это была важная для него трансформация.

В процессе рисования важно периодически отходить и смотреть на картину с определённого расстояния. Или обходить кругом и смотреть на картину с разных сторон. Иногда это даёт новое видение и понимание «чего не хватает» картине или рамке. Если описание показалось не совсем понятным с первого раза, не пугайтесь, рекомендую попробовать. Непосредственно в процессе рисования многое станет яснее.

#АнастасияКислицина #ИСКиТ #арттерапия #УдоБаер