Назад к списку

Что такое самоценность?

Последнее время все чаще и чаще звучит слово "самоценность"


Оно такое вкусное и заманчивое, что им стали называть все подряд. Я попыталась разобраться в том, что же на самом деле оно может означать. Так как моя давнишняя диссертация была посвящена самосознанию (или Я-концепции), а в обиходе самооценке, и различным ее компонентам: самоуважению, самопринятию, Образу Я, то в этой теме я, можно сказать, "собаку съела". Но тогда, почти 20 лет назад такое понятие как "самоценность" употреблялось очень редко и как зарубежные, так и отечественные исследователи не выделяли самоценность как отдельный компонент. Сейчас с ним происходит полная путаница. А ведь для практического психолога очень важно понимать с какой темой он работает, потому что в пресловутой самооценке много различных нюансов и их нельзя путать и подменять одно другим. 

Хочу поделиться с вами небольшой статьей об определении понятия "самоценность", которая была опубликована в сборнике материалов V Всероссийской научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева, которая прошла В МГППУ 12-13 мая 2020.  

"О понятии самоценности как отдельного компонента самосознания" 

Серебрякова К.А. ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия 

В своей работе психологи-практики часто используют понятие «самоценность». Однако его значение в психологической литературе не определено и используется часто как синоним различных компонентов или аспектов самосознания или Я-концепции. Самоценностью называют как когнитивный компонент самосознания (или Я-концепции), отождествляя ее с Образом Я, а именно с представлением индивида о себе, так и с отдельными аспектами эмоционально-оценочного компонента: самоуважением или самопринятием. Иногда самоценность определяют как Я-концепцию. Безусловно, различные компоненты и аспекты самосознания (или Яконцепции) тесно взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга, создавая единую структуру самосознания и начинают активно развиваться начиная с подросткового возраста [5], что создает основу для осознанного функционирования личности, ее ответственности за свою жизнь и адекватному взаимодействию с социумом и самим собой. Однако вольное обращение с понятиями, смешение их значений вносит большую путаницу в практическую работу. На каждый компонент самосознания и его отдельные аспекты необходимо подбирать свой инструмент работы [6], медленно и тщательно корректируя каждый конкретный аспект самосознания. Появившееся относительно недавно в обиходе понятие самоценность имеет важнейшее значение для практической работы. Его определение не сводимо к выделенным ранее компонентам и аспектам самосознания, а имеет отдельную практическую значимость, так как отвечает за совершенно иной компонент самосознания. Те компоненты самосознания, которые были выделены ранее В.В. Столиным [7] и С.Р. Пантелеевым [4]: когнитивный, эмоциональнооценочный и поведенческий компоненты – являются отражением социальной стороны жизни человека и формируются благодаря обратной связи от социального окружения, прежде всего, конечно, от родителей. Это вербальные и невербальные родительские послания, их оценки действий, внешности, способностей ребенка, их общее отношение к нему. Это вся система воспитания, которая формирует социальное Я человека, его социальный стержень, основу его личности. В современном видении формирования Я-концепции основной, и, пожалуй, единственный акцент ставится на социальной составляющей сущности человека. И совершенно не берется в расчет, или лишь упоминается вскользь природная, биологическая сторона его существования. Однако в формировании Я-концепции природная составляющая играет не меньшую роль, чем социальная. Человек, согласно современным взглядам отечественной философии является частью природы и одним из бесчисленных ее звеньев, ее закономерностей и связей [9]. И человек ценен как любой живой организм, как полноценный элемент общей биологической системы Земли, ее составная и неотъемлемая часть. Ценен независимо от того, насколько он социально активен или полезен, ценен независимо от характера, силы или слабости его личности, морали, нравственности или вклада в социальную составляющую человечества. Социальное и биологическое едины. Социальное не существует отдельно от биологического, не находится над ним, а переплетается, соединяется с биологической сущностью человека. [1; 3]. И если природе человека в раннем детском возрасте, особенно в младенческом, был нанесен непоправимый вред в виде травматического стресса, то социальное накладывается уже на слабую, травмированную природу и формируется в попытках преодоления последствий травматического стресса. Травматический стресс (имеется в виду физическое и/или сексуальное насилие) нарушает работу мозга, влияет на работу познавательных структур, приводит к психосоматическим болезням, [10] также ослабляющим организм живого существа [8]. Кроме того, травматический стресс остается в виде определенных телесных реакций на ситуации опасности. Травматический стресс «замораживает» телесные ощущения, ребенок перестает чувствовать свои телесные потребности, а значит и ощущать себя частью природы, неотъемлемой ее частью [2]. Если травма была нанесена близкими людьми – матерью или отцом, и если ребенок остался в условиях насилия любого рода: психологического, морального, эмоционального, не говоря уже о физическом и/или сексуальном, то эта оторванность от биологической основы усугубляется и приводит к тому, что ребенок перестает ощущать ценность своей жизни. Дальнейшее социальное воспитание, при добавлении общего отношения родителей к ребенку как к функции, вещи усугубляет ощущение ребенка, что у него нет права на жизнь, что он ценен только в силу того, что он может дать обществу (родителям). Таким образом природная составляющая Я-концепции подменяется социальной и приобретает формы других компонентов и аспектов самосознания. Тем не менее, самоценность человека, как природного, биологического существа является необходимым условием полноценного развития личности в ее единстве природного и социального. Поэтому выделение самоценности, в качестве еще одного компонента самосознания (Я-концепции) необходимо для практической работы, так как затрагивает совершенно иные структуры психического функционирования человека. И работать с этим компонентом необходимо иными инструментами, чем с когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческими компонентами.

Литература 

1. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. Ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1977. - 228 с. 

2. Левин Питер А. Пробуждение тигра - исцеление травмы : природная способность трансформировать экстремальные переживания / - Москва : АСТ, 2007. – 318. - ISBN 978-5-17045796-0 

3. Мамзин А.С. Природа человека и проблема взаимосвязи биологоческого и социального.// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Изд-во: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. 2015. Т.2. №4. С. 56-65. - ISSN:1818-6653  

4. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. – 108 с. ISBN 5-211-02447-8 

5. Серебрякова К.А. О соотношении компонентов самосознания у старших подростков // В сб. Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Под ред. М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой. – Вып. 2. Изд-во Московский городской психолого-педагогический университет. – 2004. С. 174-181. – ISSN: 5-94051-029-9 6. Серебрякова К.А. Проблема успеха в консультативной практике // Социальная психология образования. Практикум: учебное пособие / под ред. О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой, Л.Б. Шнейдер. – М.: Вузовский учебник: ИНФРАМ, 2019. С. 266-300 ISSBN: 978-5-9558-0376-0 

7. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1985. 530 с. 

8. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика//М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.- 304с. – ISBN 978-5-9270-0143-9 

9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 622 с. 

10. Felitti F.J., Anda R.F. The Relationship of Adverse Childhood Experiences to Adult Health, Well-being, Social Function, and Health Care / The Effects of Early Life Trauma on Health and Disease: the Hidden Epidemic; ed. by R. Lanius, E. Vermetten, C. Pain. – New York: Cambridge University Press, 2010. Chapter 8. 


Для цитирования:Серебрякова К.А. О понятии самоценности как отдельного компонента самосознания. /В сб.: Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева (12–13 мая 2020 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020, стр.483-486. ISBN 978-5-94051-213-4